Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке


Вопросы обучения и воспитания рассматривались в трактатах Пьетро Верджерио, Леонардо Бруни, Мефео Веджо и других гуманистов.
Главная цель воспитания определялась ими как формирование человека-гражданина с высокоразвитым самосознанием и патриотическими убеждениями. Ставилась задача формирования свободного, всесторонне развитого человека, самостоятельно мыслящего, духовно и физически гармоничной личности.
В основном практика обучения осуществлялась по-прежнему в рамках схоластики и сводилась к тренировке памяти, оттачиванию логики, развитию ораторского искусства, способности интерпретации текстов. Ученики рассматривалась и выступали реально как пассивные проводники чужих мыслей. Самостоятельность суждений не стимулировалась. В этом контексте особенно значимой являлась деятельность гуманистов и выдающихся педагогов периода Возрождения, выступивших за создание новой педагогики, за утверждение светской ориентации образования.
Особенно следует отметить взгляды известного славянского просветителя Я.А. Коменского, выдвинувшего идею о необходимости смотреть на ребенка не как на сосуд, который можно наполнить любым содержанием, а как на активного субъекта педагогического процесса.
Внимание уделяется не только интеллектуальной, но и эмоциональной сфере в процессе обучения. Акцент делается на похвалу, стимулирование ребенка, а не на наказание. Отстаивается принцип добровольности и сознательного выбора в овладении знаниями. Яркий пример - творчество Эразма Роттердамского, в котором выдвигается идея сочетания наглядности с положительными эмоциями во время усвоения знаний (методика "печеных букв", которые съедались детьми), направленного на реализацию принципа "управляемых эмоций".
Вюртембергский школьный закон 1559 г. требовал доставлять ребенку любовь и радость, учить в соответствии с индивидуальными особенностями детей (неслучайно одна из школ называлась "Домом радости").
Однако проблема психического развития ребенка в это время еще не была поставлена. За основу в поиске методов обучения брался не внутренний мир ребенка, а природа, внешний мир, принципы и методы обучения: переход от простого к сложному, принцип наглядности и т.д. Не выделялись и не исследовались еще стадии развитии психики ребенка.

Литература и искусство как сферы развития гуманистических традиций

Большую роль в утверждении нового взгляда на человека внесло искусство периода Возрождения. Более того, искусство ранее, чем научная мысль, приступило к решению задач гуманистического переосмысления действительности.
Ориентиром для развития искусства этого периода становится искусство античности. В это время появляется портрет, утверждающий значение индивида; изображения бытовых сцен и пейзажа, свидетельствующие о новом отношении к миру, об интересе к реалиям бытия. Расцветают монументальные формы живописи, героизирующие и прославляющие человека.
В литературе возрождаются забытые жанры диалога, трагедии, комедии; появляются новые литературные формы: новелла и сонет, развивается лирическая и эпическая поэзия.
Одним из пионеров культуры Возрождения, известным гуманистом был Франческо Петрарка (1304-1374), в творчестве которого наблюдается отход от схоластической традиции и аскетических идеалов Средневековья к новой культуре, обращение к проблемам земного бытия человека, утверждение ценности его творческих сил.
Петрарка окончил университет в г. Болонья (юридический ф-т), принял духовный сан, много путешествовал Его имя обессмертила лирическая поэзия, написанная в стиле вольгары (народный итальянский язык) - "Книга песен", посвященная Лауре. В ней воспевается красота земной женщины, облагораживающая сила любви (даже, как у Петрарки, неразделенной).

· Как без луны и солнца свод небесный,

· Как ветра воздух, почва без растений,

· Как человек безумный, бессловесный,

· Как океан без рыб и без волнений,

· Так будет все недвижно в мраке ночи

· Когда она навек закроет очи…

· Она живет - и жизнь зовут бесценной;

· Она исчезнет - счастье жизни бренной

· И мощь мою навек возьмет с собой.

Для его творчества характерны любовь к древним образцам духовности; реабилитация языческой литературы. Он собирал античные рукописи, изложил основы филологии.
Средние века он оценивал негативно, называл их "господством варваров", был противником схоластики. Главное внимание науки, по его мнению, должно быть обращено на человека, и в этом контексте особо подчеркивалась роль филологии, риторики, поэзии, моральной философии.
Петрарка указывал, что овладение культурным опытом древних должно иметь целью воспитание духовно богатого и нравственно совершенного человека, руководствующегося разумом и высокими нормами добродетели (Хрестомат. 5.5).
Продолжателем начинаний Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375), выходец из купеческой семьи, автор знаменитого "Декамерона". Он показывает пестроту жизни с богатством людских характеров и житейских обстоятельств.
Образы его новелл жизненны; его герои ценят земные радости, плотские удовольствия. Раскрывается возвышенная нравственная сторона любви, критикуется ханжеская мораль, реабилитируется женщина, отстаиваются ее права.
Это был новый жанр городской новеллы. Церковь роман осудила.



shag-53-idealizaciya-obshestvennogo-mneniya.html
shag-6-dajte-stenam-uplotnitsya.html
shag-6-sostavlenie-raspisaniya-vizitov.html
shag-60-idealizaciya-nacionalnosti.html