Сфера применения норм о транспортных договорах


Понятие "перевозка". Перевозка и транспорт. Перевозка, определенные виды транспорта и транспортное законодательство. Перевозка и транспорт общего пользования.

1. Наименование главы 40 ГК РФ "Перевозка" не вполне соответствует ее содержанию: она посвящена не только договору перевозки. В гл. 40 ГК содержатся нормы, посвященные регулированию множества отношений, прямо или косвенно связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Что же понимается под термином "перевозка"? Перевозка, в соответствии с определениями толковых и энциклопедических словарей русского языка, - это перемещение (транспортирование) людей (пассажиров) и вещей (грузов).

Но гражданско-правовое понятие перевозки гораздо уже общеупотребительного термина и складывается из трех предпосылок, ограничивающих сферу применения договоров по гл. 40 ГК РФ:

первая - перевозка и транспорт;

вторая - перевозка, определенные виды транспорта и транспортное законодательство;

третья - перевозка и транспорт общего пользования.

Рассмотрим последовательно эти предпосылки.

2. Перевозка и транспорт. В соответствии с бытовым пониманием перевозкой можно назвать перемещение людей и вещей лифтами, эскалаторами. Можно даже охарактеризовать как перевозку подъем грузчиками холодильника с улицы на верхний этаж дома. Будет ли все это перевозкой в юридическом смысле? Нет, в приведенных примерах, если отношения являются возмездными, они будут регулироваться правилами о возмездном оказании услуг (гл. 39 ГК).

Юридические же отношения по договору перевозки складываются только в том случае, если перевозка осуществляется транспортом. Определение понятия "транспорт" - первая предпосылка для выявления круга отношений, регулируемых договорами, связанными с перевозкой. Не зря эти договоры традиционно называют транспортными договорами. Само слово "транспорт" происходит от латинского transportare - перемещать, т.е. перевозить.

Легального определения понятия "транспорт" в российском законодательстве не содержится. Словари русского языка определяют транспорт, как:

- отрасль материального производства, связанная с перевозкой людей (пассажиров) и вещей (грузов);

- сами перевозочные средства.

Модельное законодательство стран СНГ содержит юридическое понятие "перевозочная деятельность", в котором четко увязывается перемещение грузов, пассажиров и багажа с некоторыми определенными видами транспорта.

Международный правовой акт

Перевозочная деятельность - деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по безопасному перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным и другими видами транспорта, осуществляемая на основе договора или других законных основаниях и с соблюдением норм и правил законодательства о транспортной деятельности.(Модельный закон о транспортной деятельности, принятый Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ постановлением 29-8 от 31.10.2007)

Итак, в юридическом смысле перевозка - это перемещение грузов, пассажиров и багажа с помощью транспортных (перевозочных) средств. В перевозочные средства включаются не только движущие механизмы (электровоз, автомобиль), но и непосредственно приспособления, в которых находятся пассажиры или грузы (вагоны, прицепы, платформы).

3. Перевозка, определенные виды транспорта и транспортное законодательство. Одного указания на то, что перевозка осуществляется транспортом, еще недостаточно для выявления юридической природы перевозки. Существует большое количество видов транспорта, иногда экзотического.

Будут ли регулироваться нормами о транспортных договорах отношения, связанные с перемещением людей и грузов такими средствами передвижения, как велосипеды или животные (гужевой транспорт)? Нет, данные отношения также регулируются нормами о возмездном оказании услуг. Точно так же нельзя квалифицировать как перевозку перемещение товаров посредством так называемого "трубопроводного транспорта". Отношения, связанные с использованием трубопроводов, регулируются нормами о самостоятельном виде договора энергоснабжения через присоединенную сеть (§ 6 гл. 30 ГК).

Юридические отношения по перевозке складываются только при использовании определенных видов транспорта. Ограничение видов транспорта - вторая предпосылка для определения круга отношений, регулируемых договорами, связанными с перевозкой. В соответствии с п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Таким образом, в российском законодательстве содержится формальный подход: транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве.

Специальное транспортное законодательство выделяет следующие виды транспорта.

Наземный транспорт.

а) Железнодорожный транспорт. Под железнодорожным транспортом понимается железнодорожный подвижной состав: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Правовой акт

Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"

Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"

б) Автомобильный и городской наземный электрический транспорт, под которым понимаются автобусы, трамваи, троллейбусы, легковые и грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов и полуприцепов.

Правовой акт

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"

Водный транспорт.

а) Речной транспорт - суда (самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства) и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации.

Правовой акт

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ

б) Морской транспорт - морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт.

Правовой акт

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ

Воздушный транспорт.

Под воздушными судами понимаются летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Правовой акт

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ

Таким образом, понятием воздушного судна охватываются не только самолеты и вертолеты, но и дирижабли, аэростаты и т.д.

Основным юридическим критерием деления перевозок, регулируемых нормами гл. 40 ГК РФ, является вид транспорта: перевозки делятся соответственно на перевозки наземным, водным и воздушным транспортом.

Авторитетное мнение

На первый взгляд может показаться, что критерий такого деления перевозок чисто технический. Но, учитывая, что на основе этого критерия строится вся система транспортного законодательства, основные акты которого "привязаны" к конкретным видам транспорта, следует признать, что указанное деление перевозок представляет собой и основную юридическую классификацию договора перевозки.

(В.В. Витрянский)

4. Перевозка и транспорт общего пользования. Деление транспорта в зависимости от его назначения также имеет прямое отношение к определению сферы действия транспортных договоров. Это - третья предпосылка для определения круга отношений, регулируемых договорами, связанными с перевозкой. По критерию своего назначения транспорт делится на:

а) транспорт общего пользования, когда перевозчиком является коммерческая организация, обязанная осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789 ГК РФ);

б) транспорт внутреннего пользования, обслуживающий нужды непосредственно собственника транспортных средств (доставка товаров со склада в магазин, перемещение своих работников к месту выполнения трудовых обязанностей и т.д.);

в) личный транспорт, используемый для бытовых целей.

То, что определенное транспортное средство (например, автомобиль) указано в транспортных уставах и кодексах, еще не означает, что по поводу использования этого средства при перемещении пассажиров и грузов складываются отношения по договору об оказании транспортных услуг. Действительно, на транспорте внутреннего пользования договорные отношения вообще отсутствуют, а разовое использование личного транспорта для перемещения на возмездной основе грузов и пассажиров является оказанием обычных услуг. Таким образом, гражданско-правовые отношения, связанные с перевозкой, складываются только в том случае, если перевозка осуществляется транспортом общего пользования.

Значение вопроса об отнесении транспортных средств к транспорту общего пользования может быть раскрыто на примере метрополитена.

Цивилистическая дискуссия

Из поля зрения законодателя выпал такой вид транспорта, как метрополитен. В различных подзаконных актах метрополитен то приравнивается к городскому электрическому наземному транспорту (что, очевидно, является правильным решением, несмотря на то, что метро преимущественно располагается под землей), то рассматривается как разновидность железнодорожного транспорта, то выделяется в отдельный вид - скоростной внеуличный транспорт.

Транспортного закона, посвященного метро, нет. Однако на практике не возникает сомнений в том, что перевозки, осуществляемые метрополитеном, регулируются нормами гл. 40 ГК РФ. Это вызвано тем, что данный вид транспорта бесспорно транспорт общего пользования.

5. Вышеприведенный анализ позволяет сделать следующий вывод. Применение гражданско-правовых норм о перевозке ограничивается случаями перемещения грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования в порядке, установленном транспортными уставами, кодексами, иными транспортными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

┌─────────────────────────────┐

│ Виды транспорта │

│ общего пользования │

└─────┬─────────┬──────┬──────┘

┌──────────────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────────┐

│ │ │

▼ ▼ ▼

┌─────────┴─────────┐ ┌──────────┴─────────────┐ ┌─────────┴──────────┐

│ Наземный │ │ Водный │ │ Воздушный │

│ │ │ │ │ │

└───────┬────────┬──┘ └─────────┬───┬──────────┘ └────────────────────┘

┌───────┘ └────────┐ ┌────────┘ └────────┐

▼ ▼ ▼ ▼

┌───────┴──────────┐ ┌───────────┴─────────┐ ┌─────┴─────┐ ┌──────┴────┐

│ Железнодорожный │ │ Автомоб. и городской│ │ Речной │ │ Морской │

│ │ │ наземный электрич. │ │ │ │ │

└──────────────────┘ └─────────────────────┘ └───────────┘ └───────────┘



shag-6a-byudzhet-pryamih-zatrat-na-oplatu-truda-na-g.html
shag-71-kak-pravilno-formulirovat-cel.html
shag-8-kombinirovanie-i-proecirovanie-ciklov.html
shag-8-vzyatie-otvetstvennosti-za-sobstvennoe-schaste.html